45 лет назад под Харьковом произошла авиакатастрофа, поставившая крест на полетах всех самолетов Ан-10, прозванного «Большой Анной».
Всего спустя три дня спустя после падения самолета Ан-24 на детский сад в Калининградской области, в СССР произошла еще одна авиакатастрофа с большим количество жертв. Это авиапроисшествие, в череде множества подобных событий того времени, оказалось знаковым как для авиапромышленности в целом, так и в судьбе целой линейки самолетов – после трагедии было принято решение о прекращении эксплуатации почти всех Ан-10.
В этот день, 18 мая 1972 года, Ан-10А (регистрационный номер СССР-11215) вылетел из Внуково в Харьков, однако не долетел до места назначения всего 22 километра.
При снижении оба крыла самолета неожиданно сложились над фюзеляжем и полностью отвалились.
В воздухе стал разваливаться и сам фюзеляж, в результате чего в катастрофе погибли все находившиеся на борту 122 человека, среди которых были спецкор «Комсомолки», делегация пионеров из ГДР, пародист Виктор Чистяков и летевших на гастроли 5 музыкантов из оркестра Льва Лещенко. В этом же самолете должны были лететь и сам Лев Лещенко, и Евгений Петросян, но в силу различных причин и обстоятельств они остались в Москве.
Первым к месту крушения добрался лесник, он и рассказал впоследствии, что от людей ничего практически не осталось: целым было найдено лишь одно тело – младенца.
Участник созданной для расследования катастрофы комиссии Иосиф Фриндляндер позднее вспоминал об увиденном на месте аварии. «...Вот обломки нижней панели крыла, которая в полете растянута и поэтому является наиболее уязвимым местом конструкции. Здесь же, – рассказывает он, – находится кусок центроплана, торчат обломки стрингеров, как обломанные ребра скелета какого-нибудь динозавра. Изломы измазаны и почернели... Ко мне подходит И.П.Жегина, специалист по изломам, показывает куски стрингеров. Насколько могла, она их обчистила, стали видны усталостные трещины... Позднее находим еще пять стрингеров, и у всех трещины в виде усталостных площадок».
Следствие со временем доказало, что крыло разрушилось самопроизвольно из-за сниженной прочности стрингеров, в которых и образовались усталостные трещины.
Выяснилось, что развалившийся самолет имел к тому времени один из самых больших налетов среди всего парка – более 15 тыс.часов. Были проведены десятки испытаний аналогичных самолетов, произведен осмотр парка Ан-10: трещины в стрингерах были найдены практически на всех самолетах – в большем или меньшем количестве.
И уже летом 1972 года Госкомиссия постановила снять с линий «Аэрофлота» все имевшиеся Ан-10.
В 1973 года прокуратура закрыла дело, а на защиту самого конструктора Олега Антонова, взявшего на себя всю вину, встал председатель Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный, призвавший в целом разобраться в работе многих предприятий.
Майская катастрофа не прошла даром: следствием ее стал мощный толчок в развитии отечественных исследований усталостной прочности и разработке новых методов неразрушающей диагностики конструкций. И уже в конструкцию Ан-12 – грузового собрата несчастливой «десятки» - были внесены необходимые изменения.
Такой прогноз сделали производящая самолет авиастроительная компания «Иркут» и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), сообщает Коммерсант.
Соглашение между двумя странами о взаимном въезде туристических групп по спискам туроператоров спустя три года после перерыва снова действует, но власти должны согласовать ряд технических моментов.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил это, выступая с отчетом в Госдуме. По его словам, решения для финансирования отрасли уже приняты.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят 22 российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7 Airlines и Utair, пожаловались в Минтранс на проблемы при запуске или выполнении рейсов в Китай.
Детали для самолетов Airbus и Boeing хотят разрабатывать и выпускать в России. Как сообщают «Известия», S7 Technics и «Росатом» уже занялись созданием воздушных и водяных фильтров, а также тормозных дисков.
Росавиация допустила компанию Global Jet Technic из Объединенных Арабских Эмиратов к ремонту самолетов российских авиакомпаний.
Сегодня
28
ноября